☼ Живіть, здорові і щасливі, із сонечком ласкавим у душі. ☼

Украинские народные сказки

Иван — коровий сын
Украинская народная сказка

Начинается сказка с бедного хлопца. Не было у него ни отца, ни матери, жил сиротой у чужих людей. А когда исполнилось ему шестнадцать лет, не захотел работать только за харчи. И хозяин пообещал ему телушку, если прослужит год.

Получил Иван через год телушку, а когда прошло время, привела она ему теленочка. Теленка Иван зарезал, а корову сам сосал. И стал сильным-пресильным молодцем, и прозвали его Иваном-Коровьим сыном. Лет пятнадцать кормила его корова, пока не издохла от старости. А тогда Иван решил: «Хватит батрачить, пойду странствовать по белу свету».

Собрался и пошел. Идет через торы и леса по безлюдным местам, ни сел, ни хуторов не видать поблизости.

Смотрит Иван: на высокой скале стоит человек; берет этот человек камни в руки и растирает их в порошок.

Спрашивает Иван:

— Кто ты такой?

— Я Разотрикамень.

— А я Коровий сын! Давай поборемся!

Начали они бороться. Говорит Коровий сын:

— Ну-ка, ударь меня оземь.

Разотрикамень поднял его над головой и бросил, да так, что Иван вошел по колено в землю. Но ноги его не согнулись.

— Ого! — удивился Разотрикамень. — Ану-ка, брось ты меня.

И ударил Коровий сын Разотрикамня оземь и вогнал его по самый пояс. Потом вытянул и говорит:

— Будем товарищами!

Пошли они дальше вдвоем. Идут по лесу, вдруг слышат страшный треск.

— Что это? Смотрят: человек кривые деревья выравнивает, а ровные гнет в дугу.

Коровий сын подумал: «Сильный, должно быть, человек, если такие буки гнет и выравнивает». А потом думает, что делать: вызвать незнакомца на борьбу или пройти мимо? «Не может этого быть, чтобы нашелся на свете легинь сильнее меня!» И крикнул Иван:

— Эй! Кто ты такой?

— Я Дебрилом.

— А я Коровий сын! Давай поборемся! Схватились они. Иван говорит:

— Ну-ка, ударь меня оземь.

Поднял Дебрилом Коровьего сына над головой и бросил, да так, что вошел Иван в землю по пояс.

Рассердился он, выскочил из ямы и крикнул:

— Ну, теперь держись!

И ударил Коровий сын Дебрилома оземь и вогнал его по самые плечи. Потом вытянул и говорит:

— Будем товарищами!

И пошли они дальше уже втроем, а Коровий сын у них за старшего. Пришли на полонину. А на той полонине стоит хатка, двери — настежь. Заходят они и видят: на стене висят три ружья и полно в хате разного добра, только живой души нет. Говорит Коровий сын:

— Хлопцы, тут будем жить.

Переспали они ночь, едят, пьют — всего хватает. Утром спрашивает Иван:

— Хлопцы, кто пойдет со мной на охоту?

— Я иду, — говорит Дебрилом.

ИВАН — КОРОВИЙ СЫН — Украинская народная волшебная сказка
ИВАН — КОРОВИЙ СЫН — Украинская народная волшебная сказка

Разотрикамень остался варить обед. Развел в печи огонь, поставил котел с мясом. В одиннадцать часов скрипнула дверь. Смотрит Разотрикамень — за порогом стоит дед: сам с ноготок, а борода двухметровая. Поклонился дед:

— Добрый день!

— Здравствуйте, дедушка!

— Ой, сынок, пересади-ка меня через порог.

— А как тебя звать?

— Я Ногтеборода.

Разотрикамень перенес деда через порог, посадил его на печь, чтоб согрелся. Просит дед поесть. Разотрикамень вынул из котла большой кусок мяса. Дед съел и просит еще.

— Больше дать не могу — нас трое.

— Да разве ты, хлопче, не знаешь, что я это мясо у тебя на животе съем, а из спины твоей ремень вырежу?

Схватил Ногтеборода Разотрикамня, бросил оземь, взял котел с огни и высыпал горячее мясо ему на голый живот. Мясо съел, перевернул Разотрикамня вниз лицом и выдрал у него из спины ремень в три пальца шириной. Засмеялся и ушел.

Разотрикамень поставил варить другое мясо, чтоб был обед товарищам.

Приходит Коровий сын и Дебрилом, а вода в котле только закипает.

— Почему обед не готов? — Огонь плохо горел.

Стыдно было Разотрикамню сказать товарищам о том, что с ним случилось.

Переспали они ночь. Наутро Разотрикамень, хоть и чувствует себя больным, но все же идет на охоту. Дома остался Дебрилом.

Поставил он котел с мясом в печь, а в одиннадцать часов приходит дед: сам с ноготок, а борода двухметровая. Стал у порога, поклонился:

— Добрый день!

— Здравствуйте, дедушка.

— Ой, сынок, пересади-ка меня через порог.

— А как тебя звать? — Я Ногтеборода.

Дебрилом перенес деда через порог, посадил на печь. А дед просит поесть.

Достал Дебрилом из котла большой кусок мяса, дал деду. Тот съел и просит еще.

— Не могу больше дать — нас трое.

— Да разве ты не знаешь, что я это мясо у тебя на животе съем, а из спины твоей ремень вырежу?

Схватил Ногтеборода Дебрилома, бросил оземь, взял котел с огня и высыпал горячее мясо ему на голый живот. Мясо съел, перевернул Дебрилома вниз лицом и выдрал у него из спины ремень в три пальца шириной. Засмеялся и ушел.

Дебрилом поставил на огонь другое мясо. Приходит Коровий сын и Разотрикамень, а обед еще не готов.

Разотрикамень знает, почему запоздал обед, а Иван ничего не знает.

Переспали они третью ночь. Наутро дома остался Коровий сын. В одиннадцать часов приходит дед: сам с ноготок, а борода двухметровая.

— Добрый день!

— Здравствуйте, дедушка.

— Ой, сынок, пересади-ка меня через порог.

— А кто ты такой?

— Я Ногтеборода.

— Не велик пан, перелазь сам.

Дед перелез. Сел на печь и просит поесть:

— Дай мяса!

— Не дам, на это мясо есть едоки.

— Не дашь? А я на животе твоем его съем и из спины у тебя ремень вырежу.

— Ты — у меня?

Схватил Иван старого за бороду одной рукой, в другую взял из-под лавки шестиметровый топор, лет двадцать не точеный, и вытащил деда во двор. Там лежал огромный бук, вырванный ветром с корнем. Ударил Иван топором по дереву и дедову бороду в буке защемил.

Вернулся в хату, обед доваривает. Приходят с охоты товарищи — мясо готово. Пообедали, а Коровий сын и говорит:

— Идемте во двор, покажу вам кое-что.

Вышли во двор, а там, где бук лежал, ничего нет. Дед вместе с бородой утащил и дерево.

Испугался Коровий сын. Говорит:

— Братья, собирайтесь, надо нам догнать Ногтебороду. Иначе он нас со света сживет...

Собрались и пошли по следу — старый бук глубокую канаву вырыл, когда дед тянул его за своей бородой.

Долго шли друзья-товарищи. Приходят в город, а там царь плачет.

— Чего вы, государь, плачете?

— Того плачу, что украл Ногтеборода трех моих дочерей.

Идут Коровий сын с товарищами дальше. Пришли к глубокому колодцу. Присели, а Коровий сын говорит:

— Принесите гвоздей, досок и длинную веревку.

Когда все это принесли, он сбил из досок ящик, забрался в него и говорит:

— Братцы, я иду на тот свет за Ногтебородой. Поклянитесь двенадцать раз, что вы тут будете меня ждать и вытянете, когда я крикну.

Разотрикамень и Дебрилом дали клятву.

Сел Коровий сын в ящик, и друзья стали его в колодец спускать. Очень долго спускали... Наконец, открылось Ивану подземное царство.

Вылез он из ящика, отыскал дом Ногтебороды. Смотрит: перед домом лежит бук, а в нем — борода отрезанная.

Заходит Коровий сын в дом. В первом покое дед сидит на печи и курит железную трубку.

— И тут меня нашел? — говорит.

— Нашел, и должен я тебя сжить со света.

Вытащил Иван свою саблю, изрубил Ногтебороду на куски, сложил их в бочку и пошел в другие покои. Открыл первую дверь, видит — царская дочь сидит за швейной машинкой.

Спрашивает Коровий сын:

— Что это за машинка?

— О, это такая машинка: сколько задумаешь, столько она тебе и сошьет.

Иван взял машинку, положил в мешок. Заходит в другую комнату, а там вторая царская дочь вышивает узоры и цветы на полотне.

— Что это у тебя за игла? — спрашивает Коровий сын.

— О, это такая игла: что задумаешь, то и вышьет.

Иван взял углу, воткнул себе в шапку. Заходит в третью комнату, а там третья царская дочь ножницами полотно кроит.

— Что это за ножницы?

— О, это такие ножницы: сколько задумал, столько и выкроят. Взял Коровий сын и ножницы. Ведет он царских дочерей к выходу из подземного царства и думает: «Старшая будет женой Разотрикамня, средняя — Дебрилома, а меньшая — моей».

-Посадил он старшую царевну в ящик, подал знак тянуть. Вытянули. Потом так же подняли из подземелья и среднюю и младшую. Как увидели их Разотрикамень и Дебрилом, подумали: «Старшая царская дочь — неказиста, средняя — куда ни шло, а меньшая — красавица. Если мы вытянем Ивана, то он себе возьмет младшую, а старшая, неказистая, одному из нас достанется».

И договорились меж собой так: «Подтянем Ивана до половины и пустим веревку».

Но Коровий сын был не промах, разгадал их замысел. Положил он в ящик камень потяжелее и крикнул:

— Тяните!

Подтянули они ящик с камнем до половины колодца и отпустили веревку. Грохнулся ящик на дно подземного царства и выбил там яму — три метра шириной и три глубиной. Коровий сын убедился в предательстве своих товарищей и задумался: как выйти из подземного царства. Надумал идти той дорогой, которой ходил Ногтеборода.

Идет. Вдруг начался огненный дождь. И слышит Иван: пищит что-то на буке. Взобрался на дерево, смотрит: в гнезде три малых змееныша плачут. Снял он с себя плащ, накрыл гнездо. А когда огненный дождь прошел, говорят змееныши Коровьему сыну:

— Спускайся вниз, спрячься под деревом. Скоро прилетит наш отец, он отблагодарит тебя за то, что ты нас от смерти спас.

Вскоре и вправду прилетел старый Змей. Обрадовался он, что его дети живы. Спрашивает:

— Кто же вас спас?

— Мы бы сказали, да боимся, что вы его съедите.

— Как же я могу его съесть, если он вам жизнь спас? Услыхал Коровий сын эти слова и отозвался. Подлетел Змей к нему и спрашивает:

— Чем тебя, молодец, отблагодарить за то, что ты детей моих спас от огня?

Ничего мне не надо, только вынеси меня отсюда на землю.

— Вынесу, если дашь мне двенадцать буйволов, двенадцать печей хлеба и двенадцать бочек вина — я голоден.

Пошел Коровий сын в дом Ногтебороды и все, чего Змей требовал, там нашел.

Принес, уложил Змею на спину, сам сел меж крыльев, и полетели они на землю.

Но когда были уже всего в двенадцати метрах от земли, все харчи вышли. А Змей есть просит:

— Дай скорее есть, а то упаду!

Коровий сын отрезал ножом кусок мяса от своей ноги и дал Змею.

Вылетели они из подземного царства на свет, сели отдохнуть, а Змей спрашивает:

— Что это за мясо было напоследок такое вкусное?

— Это я отрезал от своей ноги.

Змей мясо выплюнул и прилепил его к ноге Ивана. Оно сразу приросло. Попрощался Коровий сын со Змеем и пошел в царский город.

Приходит и первым делом идет к портному, который и царю и всем горожанам одежду шил. Вошел в дом, поклонился. Мастер спрашивает:

— Чего надо?

— Я портной, — отвечает Иван. — Не требуется ли вам подмастерье?

— А шить-то хорошо умеешь?

— Умею.

И взял его портной в помощники. Привел в комнату, где лежало много разных тканей. Иван заперся в этой комнате, вынул из своего мешка волшебную машинку, положил на стол иголку-вышивальщицу, ножницы-самокрои и за одну ночь сделал работу, которую портной на полгода вперед себе заготовил.

Наутро вошел портной в комнату, увидел, что все уже сшито. Диву дался и начал перед заказчиками хвастать своим помощником.

Прослышали о невиданном мастере и царские дочки. Принесли ему заказ на свадебные сорочки для своих женихов. Коровий сын девушек узнал, а они его не узнали.

Сшил он красивые сорочки для Разотрикамня и Дебрилома. Очень понравилась его работа невестам. И позвали они мастера на свадебный пир.

Коровий сын разоделся, побрился и пришел в царские палаты. Тут уж царевны узнали его. Увидали Ивана бывшие товарищи — испугались.

Поговорил с ними Коровий сын, напомнил, каким он был для них верным другом, а потом выхватил саблю и обоим снес головы.

Царевны рассказали всем, что это Коровий сын и что он освободил их из неволи. Иван взял в жены младшую царевну и стал царствовать.

Тут и сказке конец.

ИВАН — КОРОВИЙ СЫН — Украинская народная волшебная сказка
ИВАН — КОРОВИЙ СЫН — Украинская народная волшебная сказка

ИВАН — КОРОВИЙ СЫН. — Записана П. Линтуром в селе Горинчево, Хустского района, от А. Калина. Впервые опубликована в сборнике «Закарпатские сказки Андрея Калина», Ужгород, 1955 год.

Сказки Верховины. Закарпатские украинские народные сказки. Составитель Л. Ш. Чендей. Художник Л. И. Левицкий. Издательство «Карпаты». Ужгород. 1965 г. 392 с.

Иван — коровий сын
Украинская народная сказка

Начинается сказка с одного бедного хлопца. Не было у него ни отца, ни матери, и жил он все по чужим людям. Когда исполнилось ему лет шестнадцать-семнадцать, работал он уже не только за то, что его кормили, — пообещал ему хозяин телушку, коль прослужит он у него еще год.

Взял он телушку. Побегала телушка и отелилась. Теленка он зарезал, а корову сосал. И сделался сильным легинем, и с той поры стал называться Иван Королевич, Держал Иван корову лет пятнадцать. Потом корова состарилась и околела. Тогда он подумал и решил:

«Не пойду служить батраком, лучше пойду странствовать по свету».

Собрался и идет по дороге — лесами, пустошами, ведь селений поблизости не было. Вдруг видит — стоит на каменной скале человек, который берет в руки камень и растирает его в порошок.

Говорит Иван человеку:

— Кто ты таков? Пойдем поборемся!

— Я — Дробикамень.

— А я Королевич! Начали бороться. Говорит Королевич:

— Ну, бросай меня наземь ты.

Дробикамень ударил его оземь, и Королевич вгруз в землю по колена, а ноги не согнулись.

— Ну, бросай ты меня, только скорей, — сказал Дробикамень.

И Королевич бросил Дробикамня и вогнал его в землю по пояс.

Тогда Королевич вытащил его и говорит:

— А теперь будем товарищами. Давай жить неразлучно. Пошли они вместе лесами. Однажды слышат сильный треск.

— Что это такое трещит?

Видят — человек выпрямляет кривое дерево, а ровное кривит.

Подумал Королевич: «Сильный же ты человек, раз такой бук согнуть можешь и выправить».

Легинь (зап. укр.) — молодец, парубок.

И думает: «Что делать — предлагать с ним побороться или нет?» А потом говорит:

— Не верю, чтобы был витязь сильнее меня. И крикнул ему:

— Кто ты такой?

— Я — Кривичаща, ровное дерево кривлю, а кривое выправляю.

— Значит, нет у тебя другой работы? Идем поборемся! Схватились. Говорит Королевич:

— Бросай ты!

Бросил его Кривичаща оземь и вогнал Королевича в землю по самый пояс.

Рассердился Королевич, выбрался и закричал:

— Ну, теперь держись хорошенько!

Ударил его оземь, вогнал по самые плечи. Вытащил Королевич Кривичащу из земли и говорит:

— Будем товарищами!

И пошли они дальше по свету. Королевич был у них за старшего.

Идут горами. Приходят на одну полонину. А на той полонине хижина стоит, обе двери раскрыты — сенные и внутренние. Заходят в хижину, видят — все там есть, а живой души не видать. Только три ружья на стене висят.

Говорит Королевич:

— Хлопцы, давайте здесь жить!

Переспали ночь, едят, пьют, — всего вдосталь. Утром спрашивает Королевич:

— Хлопцы, кто пойдет со мной на охоту?

— Я пойду, — сказал Кривичаща.

Дробикамень остался за повара, варит полдник. Поставил котел с мясом, а в одиннадцать часов открывает двери дед Ногтиборода с бородой в два метра. Стал на пороге, поклонился:

— Добрый день!

— Добрый день, дед!

— Ой, сынок, перенеси меня через порог.

— А как тебя звать?

— Я — Ногтиборода.

Дробикамень осторожно перенес деда через порог, усадил его на печь, чтоб тот согрелся. Стал дед просить есть.

Дробикамень вытащил из котла большой кусок. Дед съел и просит еще.

— Больше дать тебе не могу, нас ведь трое.

— А ты знаешь, хлопец, что я съем у тебя все мясо на животе да еще вырежу со спины кожи на ремень?

— Ты — у меня!

Схватил Ногтиборода Дробикамня, кинул его наземь, взял котел с огня и вывалил ему горячее мясо на голый живот. И поел все мясо. Потом повернул его вверх спиной и вырезал кожи на ремень в три пальца. А сам собрался и ушел.

Поставил Дробикамень варить другое мясо, чтобы было на полдник, когда товарищи с охоты вернутся. Вскоре пришли Королевич и Кривичаща. А мясо только кипело.

— Почему обед не готов?

— Огонь плохо горел.

Дробикамню стыдно было сказать про свою беду.

Переспали ночь. Дробикамень хотя и больной, а на охоту идет. Остался дома Кривичаща.

Поставил котел с мясом, в одиннадцать часов является Ногтиборода. На пороге поклонился:

— Добрый день!

— Добрый день, дед!

— Ой, сынок, пересади меня через порог.

— А как тебя звать?

— Я — Ногтиборода!

Кривичаща перенес деда через порог. Посадил его на печь. Дед просит есть.

Кривичаща вытащил из котла большой кусок мяса и дал деду. Дед съел и просит еще.

— Больше дать тебе не могу, ведь нас трое.

— А ты, хлопец, знаешь, что я съем у тебя это мясо на животе, а со спины кожи на ремень вырежу?

Схватил Ногтиборода Кривичащу, бросил его наземь, взял котел с огня и вывалил ему горячее мясо на живот. Съел мясо на животе, повернул вверх спиной и вырезал у него кожи на ремень в три пальца. А сам собрался и ушел.

Кривичаща поставил варить другое мясо. Приходят Королевич и Дробикамень, а полдник еще не готов.

Дробикамень знает, почему полдник не готов, а Королевич ничего не знает.

Переночевали, а на третий день остался дома Королевич.

В одиннадцать часов приходит Ногтиборода:

— Пересади меня через порог.

— Кто ты такой?

— Я — Ногтиборода.

— Ну, так перелезь сам.

Дед перелез сам. Сел на печи и просит поесть:

— Дай мяса!

— Я мяса тебе не дам, мясо для людей.

— Не дашь?.. Раз так, я съем у тебя на животе и со спины вырежу кожи на ремень.

— Ты — у меня?

Схватил Ногтибороду за бороду, выхватил из-под лавки секиру в шесть метров, что двенадцать лет не точили, и вытащил деда во двор. На дворе был бук-бурелом, что вырвало ветром с корнями. Ударил Королевич секирой в бук и засунул в расщеп бороду Ногтибороды.

Вернулся в хижину и готовит полдник. Приходят его товарищи. Мясо готово. Пообедали. А Королевич говорит:

— Пойдем-ка на двор, я вам что-то покажу.

Вышли во двор, а там, где был бук, ничего нету... Дед заодно с бородой и бук уволок. Испугался Королевич. Говорит:

— Братья, пойдем поедим да соберемся вдогонку за дедом. А то этот дед нас со свету сживет, так лучше мы его.

Собрались, идут по следу — а бук наделал ям, выбоин, когда дед тащил его заодно с бородой.

Долго шли. Пришли наконец в город. А тут царь плачет:

— Чего вы, царь, плачете?

— Потому плачу, что Ногтиборода забрал у меня троих дочерей.

Идут они дальше и приходят к провалью. Сели, и говорит Королевич:

— Ступайте принесите мне гвоздь, доски да веревок две тыщи метров.

Когда все это принесли, Королевич сделал клеть и говорит:

— Братья, я пойду на тот свет, под землю. Поклянитесь двенадцать раз, что вы будете меня здесь ждать и вытащите меня. Я пойду сейчас за Ногтибородой!

И они поклялись.

Спустили его под землю. Очень долго спускали... А под землей нашел Королевич дедову хижину. Стоял перед хижиной бук-бурелом, а в расщепе клок бороды отрезанной.

Заходит Королевич в хижину, а дед курит на печи железную трубку.

— Ты и здесь меня нашел?

— Нашел и хочу сжить тебя со свету!

Изрубил его саблей на куски и сложил в бочку. А сам пошел по комнатам. Заходит в одну комнату, а там царская дочка шьет.

Спрашивает ее Королевич:

— Это что за машинка?

— Это машина такая: сколько человек задумает, столько и сошьет.

Королевич разобрал машину и положил ее в торбу. Заходит в другую комнату, а там вторая царская дочь вышивает иглой «решетки» и цветы на полотне.

— Что это за иголка? — спрашивает Королевич.

— Это иголка такая: что задумаешь, то она и вышьет. Заходит он в третью комнату. А там третья царская дочка кроит ножницами полотно. Королевич взял ножницы:

— Что это за ножницы?

— Это ножницы такие: сколько задумаешь, столько и покроишь.

Королевич забрал царских дочерей и пошел с ними к выходу из провалья. И думает себе: «Старшая будет Дробикамнева, средняя — Кривичащева, а младшая — моя».

Поставил Королевич старшую в клеть и подал знак, чтобы тащили. Вытащили ее, а потом вытащили наверх и младшую.

А Дробикамень и Кривичаща думают: «Ведь старшая-то девка некрасивая. Когда мы вытащим Королевича, то он возьмет себе младшую. А старшая, скверная, достанется одному из нас».

И сговорились они, что подтащат Королевича до половины и бросят веревку.

Но Королевич был хитрый. Он знал наперед их мысли. Достал камень такого же веса, как и сам, положил его в клеть и крикнул:

— Тащите!..

Вытащили они до половины, а потом пустили. Клеть с камнем упала на дно так сильно, что выбила ямину в три метра шириной, в три метра глубиной. Тут-то Королевич и узнал их верность.

Думает, как ему теперь выбраться на землю? Вернулся и идёт той дорогой, куда ходил к Ногтибороде.

Вдруг полил огненный дождь. И слышит Королевич в стороне писк. Он взобрался на бук, глядь — в гнезде трое змеенышей плачут. Он развернул свой плащ и укрыл их от огненного дождя.

Только дождь перестал, говорят змееныши Королевичу:

— Ступай под бук да спрячься. А когда прилетит наш отец, он похвалит тебя, что ты нас от смерти спас.

Вскоре прилетел Змей и так обрадовался, что дети его остались живы! Спрашивает:

— Кто это спас вас от смерти?

— Да мы бы вам сказали, но вы съедите его.

— Да разве я сделаю так, если он выручил вас из беды! Услыхал это Королевич и отозвался.

Змей подлетел к нему и говорит:

— Какой подарок ты хочешь за то, что спас моих детей от огня?

— Хочу, чтобы ты вынес меня на белый свет.

— Я вынесу, коли ты дашь мне двенадцать буйволов, двенадцать печей хлеба да двенадцать бочек вина.

Пошел Королевич к Ногтибороде и нашел у него в хижине все.

Принес это Змею, положил ему на спину, а сам сел между крыльев, и летят они на белый свет.

Когда были они всего в двенадцати метрах от земли, то харчи кончились. А Змей есть просит.

— Давай есть, а то упаду!..

Королевич отрубил ножом ляжку со своей ноги и дал ее Змею.

Змей подкрепился и вынес его наверх, на землю. Когда опустились они на землю. Змей спрашивает:

— Что это было за мясо такое вкусное напоследок?

— Да это я с ноги у себя вырезал.

Змей выплюнул мясо и прилепил его к ноге Королевича.

Тут Королевич простился со Змеем и идет в город. Но бледный такой, борода отросла и весь оборванный.

Приходит в город, а там жил один портной, что шил всем одежду. Приходит Королевич к нему, поздоровался. Спрашивает его:

— Кто вы такой?

— Да я портной.

— Не надо ли вам подмастерья?

— А вы умеете шить?

— Умею.

И взяли его в подмастерья. Отвели его в другую комнату, где было столько сукна, что на полтора года шить.

Королевич вечером заперся в комнате, поставил машину и ножницы, что сами кроили, и все пошил за одну ночь и развесил на стенах.

Когда портной вошел в комнату, где лежало сукно, и увидел, что все уже пошито, пустил слух по всему свету, что есть у него, мол, такой-то и такой подмастерье.

Дознались о том царские дочки и принесли ему шить свадебные рубашки для своих женихов.

Королевич их сразу узнал, а они его не узнали.

Пошил он красивые рубашки для Дробикамня и Кривичащи.

И невестам те рубашки очень понравились. И за это они позвали его на свадьбу.

А тем временем Королевич уже приоделся красиво, постригся-побрился и в царские палаты явился.

Девушки сразу его узнали. Узнали его и товарищи и сильно испугались.

Королевич поговорил с ними, напомнил им, кто он такой, как он с ними дружил, а потом вытащил саблю и отрубил обоим головы.

Тут царские дочки подтвердили, что это он освободил их. Взял он себе тогда младшую девушку в жены и остался хозяином в том царстве.

Тут и сказке конец.

Полонина — высокогорный луг, пастбище в Карпатских горах.

«Решетки» — узор для вышивки.

Иван — коровий сын. — Записал П. Линтур от сказочника Андрия Калина в с. Горинчево близ Хуста (Закарпатье). Закарпатські казки Андрія Калина. Запис текстів П. Лінтура. Ужгород, 1955

Составитель сборника и переводчик Григорий Николаевич Петников

Украинские сказки и легенды. Издательство «Таврия», г. Симферополь. 1971 г. 352 c.

Украинские народные сказки: Сб.: Для дошк. и мл. шк. возраста /Пер. с укр.; Худож. В. Г. Мельниченко. — К.: Вэсэлка, 1990. — 222 с: ил.