☼ Живіть, здорові і щасливі, із сонечком ласкавим у душі. ☼

Украинские народные сказки

И так беда, и так беда, и так хорошо, и так хорошо
Украинский народный анекдот

Подметает служка Двор у попа. Машет веником то вправо, то влево, приговаривает:

— И так беда, и так беда. Подходит поп, спрашивает:

— Что ты приговариваешь?

— Приговариваю, батюшка, что вы мою жену любите.

Покраснел поп и пошел молча.

Прошло время, вновь пришлось служке подметать поповский двор. Машет метлой то вправо, то влево и приговаривает весело:

— И так хорошо, и так хорошо! Подходит опять поп, спрашивает:

— Что ты такой веселый и приговариваешь?

— Приговариваю, батюшка, что меня госпожа попадья любят.

И ТАК БЕДА, И ТАК БЕДА, И ТАК ХОРОШО, И ТАК ХОРОШО. — Записан В. Иваньо в селе Дунковица, Иршавского района.

Сказки Верховины. Закарпатские украинские народные сказки. Составитель Л. Ш. Чендей. Художник Л. И. Левицкий. Издательство «Карпаты». Ужгород. 1965 г. 392 с.

Кабы вы свистнули
Украинский народный анекдот

Нанялся бедный человек к попу в работники.

Пошел однажды поп в поле посмотреть, хорошо ли слуги работают, а попадья готовила обед. Зажарила гуся и послала работника отнести попу. Но работника не накормила, и он съел по дороге гусиную ножку. Увидев, что у гуся только одна нога, поп спрашивает:

— Где вторая?

Работник побоялся признаться и сказал, что у этого гуся была только одна нога. Но поп ему не поверил.

— Я тебе докажу, что все гуси имеют по две ноги.

Вечером идут домой, видит работник — стоят над речкой гуси, и каждый на одной ноге. Работник и говорит попу:

— Видите: у гусей по одной ноге.

Поп хотел доказать свое и свистнул. Гуси всполошились и побежали.

— Видишь, — говорит поп работнику, — у гусей по две ноги.

КАБЫ ВЫ СВИСТНУЛИ — Украинский народный анекдот
КАБЫ ВЫ СВИСТНУЛИ — Украинский народный анекдот

А работник отвечает:

— Кабы вы свистнули и на того гуся, что я принес, то и он показал бы вторую ногу. А вы поторопились его съесть.

КАБЫ ВЫ СВИСТНУЛИ... — Записан М. Глебой в селе Заречево, Иршавского района.

Сказки Верховины. Закарпатские украинские народные сказки. Составитель Л. Ш. Чендей. Художник Л. И. Левицкий. Издательство «Карпаты». Ужгород. 1965 г. 392 с.

Как Иван попа исповедовал
Украинский народный анекдот

КАК ИВАН ПОПА ИСПОВЕДОВАЛ — Украинский народный анекдот
КАК ИВАН ПОПА ИСПОВЕДОВАЛ — Украинский народный анекдот

Иван знал, что поп ходит к его жене. Стал Иван красть у попа сало.

Поп догадывался, что то Иванова работа, но ничего не говорил, ждал, когда Иван придет на исповедь.

Перед пасхой Иван пришел исповедываться. Принялся поп Ивана расспрашивать, какие у него грехи, а потом и про сало спрашивает.

Но Иван отвечает, что на месте, где он стоит, ничего не слышно. Не поверил поп, сам встал на место Ивана. Иван обрадовался и как закричит на всю церковь:

— Вы, поп, ходили к моей жене целую зиму?

И поп признал, что и в самом деле на этом месте ничего не слышно.

КАК ИВАН ПОПА ИСПОВЕДОВАЛ. — Записан Н. Ясько в селе Осой, Иршавского района.

Сказки Верховины. Закарпатские украинские народные сказки. Составитель Л. Ш. Чендей. Художник Л. И. Левицкий. Издательство «Карпаты». Ужгород. 1965 г. 392 с.

Как Иван пошутил с паном
Украинский народный анекдот

Идет Иван по селу, а навстречу пан. Говорит пан:

— Ну-ка, Иван, пошути так, чтобы долго не думать.

— Нету времени, пан, шутки шутить.

— Куда ж ты спешишь, Иван?

— Спешу на конец села. Там золу на сахар меняют.

Сказал Иван и пошел себе, даже не попрощался с паном.

Поспешил и пан домой. Пришёл и приказывает слугам собирать золу и нести на конец села менять на сахар.

Понесли слуги мешки золы на конец села, пошел с ними и пан. Но только нигде они не увидели, чтобы сахар на золу меняли. Вот так пошутил Иван над паном, долго не думая.

КАК ИВАН ПОШУТИЛ С ПАНОМ. — Записан П. Лизанцем в Виноградовском районе.

Сказки Верховины. Закарпатские украинские народные сказки. Составитель Л. Ш. Чендей. Художник Л. И. Левицкий. Издательство «Карпаты». Ужгород. 1965 г. 392 с.

Как кум кума отучил от исповеди
Украинский народный анекдот

КАК КУМ КУМА ОТУЧИЛ ОТ ИСПОВЕДИ — Украинский народный анекдот
КАК КУМ КУМА ОТУЧИЛ ОТ ИСПОВЕДИ — Украинский народный анекдот

Пошел крестьянин к попу исповедываться. Поп его спрашивает:

— Сколько богов на небе? А крестьянин отвечает:

— Пять.

Поп ударил его крестом по лбу. И опять спрашивает:

— Сколько богов на небе?

А крестьянин отвечает.

— Пятьдесят. Поп опять ударил его крестом, да так, что у бедняги в ушах зазвенело. Насилу вырвался от попа. Идет и дорогой встречает кума.

— Куда это вы, куме, в божий час выбрались?

— Иду исповедываться.

— А знаете, куме, сколько богов на небе?

— Знаю. Один бог на небе. Крестьянин рассмеялся.

— Ой куме, куме! Я говорил и пять, и пятьдесят, и то насилу ноги унес. А если скажете, что один, поп вас убьет.

Повернули кумовья домой и больше не ходили исповедываться.

КАК КУМ КУМА ОТУЧИЛ ОТ ИСПОВЕДИ. — Записан Ю. Головничем в селе Сельце, Иршавского района.

Сказки Верховины. Закарпатские украинские народные сказки. Составитель Л. Ш. Чендей. Художник Л. И. Левицкий. Издательство «Карпаты». Ужгород. 1965 г. 392 с.

Молитва кучера
Украинский народный анекдот

Был у царя кучер. Вот царь и говорит ему:

— Если помолишься хорошо и во время молитвы только о боге будешь думать, — лошади твои.

— Я, пресветлый царь, всегда, когда молюсь, только о боге думаю.

Выслушал царь кучера и захотел убедиться, действительно ли так бескорыстно молится кучер.

— Молись давай, только подольше, — говорит царь.

Стал кучер читать «Верую во единого бога». А молитва длинная-предлинная. Вдруг кучеру пришла в голову мысль, и говорит он:

— А вы, пресветлый царь, дадите мне и карету, или только лошадей?

Рассердился царь:

— Видишь, как ты бескорыстно молишься!

МОЛИТВА КУЧЕРА. — Записан В. Мордованцем в селе Ужок, Великоберезнянского района, от В. Барана.

Сказки Верховины. Закарпатские украинские народные сказки. Составитель Л. Ш. Чендей. Художник Л. И. Левицкий. Издательство «Карпаты». Ужгород. 1965 г. 392 с.

Мудрый осел
Украинский народный анекдот

МУДРЫЙ ОСЕЛ — Украинский народный анекдот
МУДРЫЙ ОСЕЛ — Украинский народный анекдот

Приехали как-то на Верховину ученые паны. Остановились на ночлег в селе у деда.

Пора летняя, месяц светит, вызвездило, и захотелось панам поспать под овином, на чистом воздухе. Уговаривал их дед идти в хату, не согласились паны.

— Ночью будет сильная буря, такая, что деревья повалит, — предупреждает дед.

— Э, не может этого быть, — не верят паны: по их ученым расчетам ночь обещает быть ясной.

Сколько ни звал их дед в хату — остались ученые паны под овином.

А среди ночи налетела буря. Да такая, что все кругом затрещало, будто свету конец пришел.

Побежали умные паны в хату, мокрые, хоть выжимай. Утром встают и удивляются, как это дед узнал, какая будет погода. Спрашивают у старого:

— Скажите, дедушка, откуда узнали вы, какая ночью будет погода?

— Гнал я вчера с выпаса осла, и он так домой спешил, что аж хвост задрал. А уж если хвост задирает и бежит, непременно быть буре.

— Видно, на Верховине осел и тот мудрее нас, — подумали паны и заторопились домой.

МУДРЫЙ ОСЕЛ. — Записан И. Чендеем в селе Новое Давыдково, Мукачевского района, от В. Сливки.

Сказки Верховины. Закарпатские украинские народные сказки. Составитель Л. Ш. Чендей. Художник Л. И. Левицкий. Издательство «Карпаты». Ужгород. 1965 г. 392 с.

Не тот апостол
Украинский народный анекдот

НЕ ТОТ АПОСТОЛ — Украинский народный анекдот
НЕ ТОТ АПОСТОЛ — Украинский народный анекдот

Поссорились поп с дьяконом. Начал дьякон на литургии апостола читать. А поп кричит:

— Не тот апостол!

Дьякон читает дальше. Поп — снова:

— Не тот апостол!

Дьякон поворачивается к людям:

— Скажите, честные люди, не все ли вам равно, какой апостол! — и читает дальше.

Поп из себя выходит:

— Переступи! А дьякон и в ус не дует, читает.

— Переступи! — орет поп.

Дьякон не выдержал: бросил книгу на пол и перешагнул через нее.

— Да не так, не так! — кричит поп. — Главу пропусти!

«Подожди же, и я тебя проучу», — думает дьякон.

Оставил поп евангелие на аналое, пошел с кадилом по церкви. А дьякон незаметно вынул из книги закладку и переложил ее в другое место.

Подошло время читать евангелие, а закладка в книге не там, где надо. Поп ищет нужную страницу, а тем временем начинает по памяти.

— Ре-е-че господь...

А дальше ничего вспомнить не может и никак не отыщет нужное место в книге. Листает страницы и все гнусавит:

— Ре-е-че-е господь... А дьякон с клироса:

— Да пускай уже речет, пусть выкладывает, что хотел!

НЕ ТОТ АПОСТОЛ. — Записан Н. Ясько в селе Заречево, Иршавского района, от М. Глебы.

Сказки Верховины. Закарпатские украинские народные сказки. Составитель Л. Ш. Чендей. Художник Л. И. Левицкий. Издательство «Карпаты». Ужгород. 1965 г. 392 с.

Нищий и все святые
Украинский народный анекдот

Попросился однажды на ночлег нищий к хозяину. А хозяин был скупой и не дал нищему даже поесть. А было это перед рождеством. У хозяина много всякой всячины припасено. Несколько дней назад заколол кабана.

— Хозяин добрый, пожалейте нищего, дайте поесть.

— Да что я тебе, бедняга, дам, если у самого нет. Едим сухой хлеб и водой запиваем.

Увидел нищий на жерди колбасу, сало и спрашивает:

— А что там на жерди?

— Это все святые, а среди них пан бог.

Легли спать. Ночью нищий тихонько встал, собрал всех святых, положил в суму и опять лег.

Только начало светать, нищий поднялся. Поблагодарил за ночлег и говорит:

— До свиданья, хозяин. Ухожу со всеми святыми, а вы оставайтесь с паном богом во здравии.

— Иди, иди, здоров будь, — отвечает хозяин.

А когда нищий был уже в другом селе, встал хозяин с кровати. Смотрит: на жерди нет ни одной колбасы, осталось только сало.

НИЩИЙ И ВСЕ СВЯТЫЕ. — Записан в Хустском районе. Впервые опубликован в журнале «Наш родной край», № 6 за 1932 год.

Сказки Верховины. Закарпатские украинские народные сказки. Составитель Л. Ш. Чендей. Художник Л. И. Левицкий. Издательство «Карпаты». Ужгород. 1965 г. 392 с.

По справедливости
Украинский народный анекдот

ПО СПРАВЕДЛИВОСТИ — Украинский народный анекдот
ПО СПРАВЕДЛИВОСТИ — Украинский народный анекдот

Однажды в год большой засухи, когда люди очень бедствовали, поп во время проповеди изрек:

—...И снится мне пан бог... Православные насторожились. А поп дальше:

— Говорит мне, что засуха есть кара за безбожие.

В церкви тишина. Поп думает, что убедил православных, и сейчас посыпятся ему деньги за службу.

На второй день встречает поп прихожанина. И — чудо! Тот, идя мимо, не снял шапки. Поп удивленно:

— Михайло! Как? Даже шапки не снимаешь?

Михайло спокойно отвечает:

— Я уже вам не верю.

— Что?

— Вы снились мне вчера, с воскресенья на понедельник, и во сне говорили, чтобы вам не верить, потому что вы все врете.

— Неправда! — кричит поп.

— Эге! Как вы с богом говорили во сне, я поверил. А как я с вами во сне говорил, так вы не верите. — И Михайло пошел дальше.

ПО СПРАВЕДЛИВОСТИ. — Впервые опубликован в сборнике «Ласточка», издание газеты «Карпатська правда», Ужгород, 1928 год.

Сказки Верховины. Закарпатские украинские народные сказки. Составитель Л. Ш. Чендей. Художник Л. И. Левицкий. Издательство «Карпаты». Ужгород. 1965 г. 392 с.

Поп и владыка
Украинский народный анекдот

ПОП И ВЛАДЫКА — Украинский народный анекдот
ПОП И ВЛАДЫКА — Украинский народный анекдот

Был у одного хозяина на Верховине сын. Отдал отец хлопца в школу, хотел, чтобы он попом стал. А парень и туп был и ленив, учился плохо. Отец все к владыке ходил, просил, чтобы тот сына попом сделал.

Владыка говорит:

— Вышел бы из него поп, когда бы учиться хотел. Пробыл хозяйский сынок в школе немало, а ума так и не набрался.

Но отец его богатеем был, щедро платил и владыке и учителям, что парня учили. И через толстую мошну отца стал хозяйский сын попом.

Но и дальше живет при отце: прихода ему не дали. И слоняется молодой поп без дела. А отец все к владыке ходит, приход для сына выпрашивает.

Наконец дал владыка захудалый приходишко, и стал хозяйский сынок поповствовать.

Через некоторое время захотелось владыке проверить, как же хозяйский сын поповскую службу справляет. Пришел владыка потихоньку к церкви и слушает. Но дьячки про то дознались и предупредили попа. А тот, отправляя службу, запел:

— Сто мер пшеницы получу, пятьдесят мне, пятьдесят — владыке-е!..

Услыхал владыка и отвечает:

— Аминь, сынку! И дальше проси у господа такой благодати. Пастырь из тебя вышел добрый, служи...

Так хозяйский сын до самой смерти попом был.

ПОП И ВЛАДЫКА. — Записан В. Гнатюком в селе Солочин, Свалявского района, от М. Бочка. Впервые опубликован в «Этнографическом сборнике», том. III, 1897 год, Львов.

Сказки Верховины. Закарпатские украинские народные сказки. Составитель Л. Ш. Чендей. Художник Л. И. Левицкий. Издательство «Карпаты». Ужгород. 1965 г. 392 с.

Про попа и молодицу
Украинский народный анекдот

ПРО ПОПА И МОЛОДИЦУ — Украинский народный анекдот
ПРО ПОПА И МОЛОДИЦУ — Украинский народный анекдот

Приглянулась попу хорошенькая молодичка, хотя и женатый был. Однажды пришла красавица в церковь. А поп, глядя на нее, возвел руки к небу и запел:

— Вечером к тебе прихожа-а-а-хом!

Молодичка сначала растерялась. А потом, когда люди начали креститься и бить поклоны, ударила себя кулаком в грудь и тихо пропела:

— Пронеси тя го-о-споди!

Дьякон все слышал и рявкнул басом:

— А я все зна-а-аю! Поп испугался и запел елейным голосом: — Не скажи, никому-у-у не скажи-и-и! Куплю тебе полотне-е-ние на сороче-е-ение...

Дьякону показалось этого маловато. И он снова забасил:

— Еще добавь и на ногавище-е-ение!

А богомольные старушки били земные поклоны...

Полотна на сорочку.

Ногавицы — штаны.

ПРО ПОПА И МОЛОДИЦУ. — Записан А. Онисько в селе Каменском, Иршавского района.

Сказки Верховины. Закарпатские украинские народные сказки. Составитель Л. Ш. Чендей. Художник Л. И. Левицкий. Издательство «Карпаты». Ужгород. 1965 г. 392 с.

Смерть и старуха
Украинский народный анекдот

СМЕРТЬ И СТАРУХА — Украинский народный анекдот
СМЕРТЬ И СТАРУХА — Украинский народный анекдот

Жила-была старуха. И вот пришла за нею смерть. Испугалась старая, просит у смерти дать пожить ей хоть до завтра. Смерть согласилась, а чтобы старуха помнила, что сроку ей — только до завтра, написала на дверях: «Приду завтра».

Приходит смерть на другой день. А старуха даже обиделась. Показывает на дверь:

— Читай!

— «Приду завтра», — читает смерть.

— Вот видишь! А ты когда пришла?

Разозлилась смерть на старуху. Стерла написанное и говорит:

— Ладно, завтра уж ты от меня не отвертишься.

Ушла смерть, а старая села и думает, куда бы от смерти спрятаться. А утром, пока смерть еще не пришла, спустилась в подвал и спряталась в бочку с медом.

Сидит в бочке и все успокоиться не может. «Нет, — думает, — здесь меня смерть легко найдет».

Вылезла и бросилась в хату. Распорола перину, залезла в перья.

Только и это место показалось старухе ненадежным. Выскочила из перины — и бегом к овину.

Как раз в это время появилась во дворе смерть. Видит — бежит по двору чучело в пуху и перьях. Испугалась смерть и пустилась наутек.

И теперь боится смерть к старухе покачаться. А старая живет себе и уж умереть хотела бы, да смерть не приходит. И никто не знает, сколько еще проживет эта баба.

Если не верите, что все это так и было, спросите у старухи. Она сама все расскажет.

СМЕРТЬ И СТАРУХА. — Записан в селе Дубовое, Тячевского района. Впервые опубликован в журнале «Наш родной край», № 6 за 1928 год.

Сказки Верховины. Закарпатские украинские народные сказки. Составитель Л. Ш. Чендей. Художник Л. И. Левицкий. Издательство «Карпаты». Ужгород. 1965 г. 392 с.

Цыган на исповеди
Украинский народный анекдот

Пошел цыган исповедоваться. Говорит ему поп:

— Ну-ка, вспоминай свои грехи!

— Прошу прощения, пан превелебный. Не грех ли это, что я гуней швырнул о землю? — спрашивает цыган.

— Нет, то не грех!

— А если в гуне была моя мама?

— Тогда вовек не видать тебе божьего лица!

— Ну, так и богу моего не видать!

ЦЫГАН НА ИСПОВЕДИ. — Впервые опубликован в журнале «Наш родной край», № 7 за 1923 год.

Сказки Верховины. Закарпатские украинские народные сказки. Составитель Л. Ш. Чендей. Художник Л. И. Левицкий. Издательство «Карпаты». Ужгород. 1965 г. 392 с.