Украинские народные сказки

Три слова
Украинская народная сказка

Захотел бедный парубок жениться. Сколько ни искал, не нашел богатой невесты, так и женился на бедной. Прожили они несколько лет, хлебнули горя да слез.

Рубил бедняк однажды дрова и задумался над своей долей. Загнал топор в дерево, а сам подался счастья по свету искать.

Оставил жену, а того и не знал, что она ждет ребенка.

Пришел бедняк в одно село, нанялся к богачу, год работал, думал что-нибудь выслужить, да так и ушел ни с чем.

Во втором селе тоже к богачу нанялся, только и тут даром год прослужил.

Дошел до города, видит — у какого-то пана во дворе камень о четырех углах лежит. Думает бедняк: «Наймусь, выслужу себе этот камень, может, он мне пригодится».

Заходит к пану, спрашивает:

— Слуга вам не нужен?

— Нужен слуга на один год. А что возьмешь за службу?

— Ничего не возьму, только тот камень, что у вас во дворе лежит. Пан, ясное дело, согласился.

Служит бедняк год, вот уже и службе срок, а камень взял да и раскололся на четыре части. Совсем загрустил бедняк.

— Вот не везет! Камень и тот не захотел мне достаться. Собрался и пошел. Долго бродил по белому свету, и забрел как-то в хату к старому деду.

— Добрый вечер, няньо!

— А что ты, сынок, по белому свету ищешь?

— Службу себе ищу.

— Так оставайся у меня, мне слуга нужен. Будешь служить три года за три слова.

Согласился бедняк. Три года прошли, как три часа. Пришло время расчет получать, дед и говорит:

— Ну, сынок! Вот тебе плата за первый год — первое слово: куда бы ни шел, не ходи поперечной дорогой. За второй год — второе слово: не ночуй в том доме, где есть молодая жена. Третье слово за третий год: оставь на утро то, что хочешь сделать вечером.

Дал старик слуге на дорогу денег и ружье с патронами.

— А теперь, сынок, счастливого тебе пути.

Попрощались, собрался бедняк и пошел. Пришел в одно село, спрашивает, есть ли тут не поперечные дороги? Указали ему такие дороги, и пришлось ему темным лесом идти. В пути его и ночь застала, а нигде не видать ни хаты, ни огонька. Вдруг, глядь: оконце светится. Подошел поближе, слышит: человек стонет.

У бедняка ружье заряжено, он и пальнул в воздух. Стоит, слушает, а стона больше не слышно. Пригляделся, видит: сходятся вместе двенадцать человек и промеж собой говорят: мол, не простое то было ружье, что спасло их от верной смерти.

Подошел к ним бедняк, каждому руку подал.

— Уж не ты ли это, брат, стрелял?

— Я.

— Если так, садись с нами, — говорят люди.

Было у них тринадцать коней, навьюченных всяким добром. А называли тех людей по селам щипкарями. Старший щипкарь и говорит:

— Дадимте, братцы, этому человеку одного коня с товаром, и пусть будет этот человек у нас за старшего.

— Остаться я у вас останусь, а старшим пускай тот будет, кто и прежде был.

Утром дальше двинулись, а к вечеру добрались до большого села. Увидели по правую сторону улицы богатый дом, заехали во двор. Старший вошел в хату и видит: сидит на постели старый дед с седыми волосами до плеч, а рядом — молодая жена. Щипкарь поклонился:

— Нельзя ли нам у вас заночевать? С нами дорогие товары, нам где попало приставать нельзя, а вы газда надежный, по усадьбе видать, потому к вам и просимся.

ТРИ СЛОВА — Украинская народная бытовая сказка
ТРИ СЛОВА — Украинская народная бытовая сказка

— А много ли вас?

— Всех тринадцать.

— Двенадцать приму, а тринадцатого — нет.

— Добре, один-то уж как-нибудь найдет, где заночевать.

Развьючили коней, заперли товар в амбаре, коней в стойла поставили. Двенадцать легли спать у деда, а бедняк пошел в хату, что напротив. Зашел, видит: тут и жена молодая, и муж молодой, и еще у них двое малых деток. Поздоровался, просится на ночлег.

— Да уж как-нибудь устроитесь, — отвечают ему. Сели хозяева ужинать и гостя пригласили.

После ужина хозяйка с детьми осталась в хате, а хозяин с гостем пошли спать на оберег. Хозяин сразу уснул, а бедняку не спится. «Дай, — думает, — схожу погляжу, как товарищи устроились».

А ночь выдалась темная. Подошел бедняк к дедову дому, заглянул в окно: дед спит на кровати, щипкари — на полу, а молодицы нигде не видать. Перешел к двери, а на крыльце молодица с попом обнимается, идет меж ними разговор, как бы старого деда со света сжить. Порешили они сегодня же деда убить, а вину свалить на щипкарей.

Тут бедняк подкрался к попу, отрезал лоскут от поповой рясы и вернулся на оберег спать.

А как утро настало — плачет, убивается дедова молодица:

— Вот пустила я в хату беду! Задушили щипкари моего мужа! Дошло до суда. Схватили щипкарей, приволокли под виселицу, чтобы смерти предать. Тут бедняк и объявился:

— Пресветлые судьи! Я этих людей знаю, как себя, это мои товарищи. Нет среди них виноватых, не убивали они газду.

— А чем докажешь свои слова?

— Пусть приведут сюда попа и молодицу. Привели попа и молодицу, бедняк и говорит:

— Пусть снимут с попа рясу и на стол перед судом положат.

Сняли с попа рясу. Поп только глаза пучит и не думает, что кто-то про их сговор знает. А бедняк взял лоскуток, приложил к рясе:

— Вот, прошу вас, судите сами: тут ли этому лоскутку место?

Рассказал, как все было, у суда глаза и открылись. Щипкарей освободили, а попа и молодицу взяли под стражу. Как там их судили, не наше дело, а мы пойдем за щипкарями.

Пришли они туда, где ночевали, забрали свой товар, старший щипкарь и говорит:

— Вот уже второй раз спасает нас этот человек. Отблагодарим же его, отдадим ему коней и весь товар.

Никто против и слова не сказал. Отдали бедняку и коней и товар, а сами разошлись по своим домам. Бедняк коней и товар распродал, оставил только одного доброго коня с вьюками и поехал в свой город.

Приехал на ночь глядя, попросился на постой к какому-то пану.

— Ночуй, — говорит пан, — как раз есть свободное место и тебе и коню!

Поставил человек коня в стойло, товар запер в кладовой. Поужинал вместе с паном и спрашивает, запирается ли на ночь калитка, а то ему пройтись по городу охота.

— До полночи не запирается, иди, гуляй.

Зарядил он ружье и пошел по городу; гулял-гулял, а все тянет его к своей старой хате. Подошел, заглянул в окно, видит: жена ужин готовит, а за столом сидит парубок, видный из себя, и что-то пишет. Схватился, было, человек за ружье, думал стрелять, да вспомнил третье дедово слово и не спустил курок.

Вернулся на ночлег, лежит, а сердце аж печет ему от злости. Всю ночь не спал и поднялся ни свет, ни заря.

Поутру пришли к нему покупатели смотреть товар. Глядит — и его жена тоже пришла за покупками. Он ей ничего не продает, подождал, пока все разошлись, а она осталась с ним с глазу на глаз.

— Кто вы, любезная, будете, как живете, и замужем вы или сама по себе? — спрашивает у жены.

А жена его была женщина скромная, отвечает ему:

— Был у меня муж, да кто его знает, может, его уже и живого нет. Поженились мы в бедности, жили трудно, да и оставил он меня, когда я сыном ходила. А теперь вот уже и сын вырос, в школе выучился, такой добрый хлопец и до науки способный.

— Ну, женушка, — говорит тогда этот человек, — ничего я тебе не продам, ведь я твой муж. Иди домой, и я с тобой вместе.

— Да полно вам шутить! Чтобы такой пан и был моим мужем? Обнял ее муж, расцеловал так крепко, как мог.

— Теперь, жена, есть у нас на что жить.

Тут и конец сказке, утопила ее бабка в закваске.

ТРИ СЛОВА — Украинская народная бытовая сказка
ТРИ СЛОВА — Украинская народная бытовая сказка

ТРИ СЛОВА. — Записана в селе Горинчево, Хустского района, от Ю. Ревтя. Литературная обработка И. Чендея.

Сказки Верховины. Закарпатские украинские народные сказки. Составитель Л. Ш. Чендей. Художник Л. И. Левицкий. Издательство «Карпаты». Ужгород. 1965 г. 392 с.